Однако нехило меня заклинило. Возможно, вас тоже не минует чаша сия. Только вам повезло гораздо больше: вы еще можете промотать запись, а я эту песню выбросить из головы уже не способна.

Рождественскую песню The Little Drummer Boy написала Кэтрин Кенникотт Дэвис — американский композитор и преподаватель музыки. Дело было в 1941 году, и хорал, называвшийся тогда Carol of the Drums, изначально должен был пополнить репертуар хора девочек: сопрано и контральто ведут мелодию, теноры и басы гудят «па-рам-пам-пам-пам» (откуда в хоре девочек басы, это другой вопрос), и никакого инструментального сопровождения. Красота. Но в 1955 году знаменитое семейство Траппов решило познакомить с песней широкую общественность, а дальше пошло-поехало. Вторая запись — уже в новой аранжировке — состоялась в 1957 году. В 1958-м группа The Harry Simeone Chorale впервые исполнила песню под новым названием — The Little Drummer Boy. Если бы песня была человеком, то о ней написали бы: «На следующее утро она проснулась знаменитой». И чрезвычайно популярной, о чем свидетельствует огромное количество каверов.

Я, разумеется, не осилила все 220 версий на семи языках, но всё впереди более сотни отслушала точно. Около тридцати из них меня зацепили особенно. Но не стоит волноваться: пока расскажу лишь о шести. Кстати, не факт, что вам понравятся те же версии, что и мне. В комментариях практически к каждому клипу на ютубе обязательно встречалось что-нибудь вроде: «Это мое любимое исполнение». И поверьте: там есть что любить. Просто все мы любим немного разное, правда ведь? Если вас песня зацепит так же, как и меня, и вы захотите отыскать свою собственную любимую версию, откройте список каверов и пройдитесь по нему от начала до конца, как это сделала я.

Можете начать со старой, но нестареющей классики: The Harry Simeone Chorale, Фрэнка Синатры, Джонни Мэтиса, Энди Уильямса, Джонни Кэша. Потом добавьте в плейлист Игги Попа, Ринго Старра, «Грегориан», «Бони Эм», «Чикаго», «Апокалиптику», «Вестлайф», спевших вместе с Долорес О’Риордан, Ричарда Маркса. Инструментальных обработок не очень много, но вам могут прийтись по вкусу аранжировки «Кенни Джи», Джордана Рудесса (соло на фортепиано), Тука Андресса, Джими Хендрикса (в представлении не нуждается).

Не могу сказать, что все версии одинаково хороши. Как подсказывает мне жизненный опыт, испоганить можно всё, и Little Drummer Boy не исключение. Сейчас я совершенно бесплатно поделюсь с вами тремя способами, при помощи которых можно быстро и относительно легко испортить любую песню.

Первый способ — блюзовая аранжировка — наиболее сложен и наименее эффективен. В целом он работает: попробуйте напеть «В лесу родилась елочка» в стиле блюз — и сами поймете. Хочу, однако, обратить ваше внимание на ряд нюансов. К этому способу лучше прибегать лишь в том случае, если у вас есть некоторое музыкальное образование, неплохой слух и хорошо поставленный голос. В противном случае не песня будет выглядеть жалко, а вы. Кроме того, если у вас действительно мощный голос, то велика вероятность, что версию можно будет слушать даже с некоторым удовольствием. Наглядный пример — Уитни Хьюстон. Прямо скажем, были у нее и похуже песни, чем Little Drummer Boy. И наконец, если вы талантливый композитор, то может выйти нечто странное, но чрезвычайно интересное.

Второй способ годится для всех и действует всегда. Позовите любую попсовую звездочку, которую на слух ни за что не отличить от тысячи таких же звездочек. (Фанаты отличат, конечно; фанаты есть у всех.) Предлагаю на выбор Джастина Бибера или Джессику Симпсон, которые в самых неподходящих местах добавляют «е-е», «оу-вау-вау» и «я-я, дас ист фантастиш». На первый взгляд, это может напомнить упрощенные блюзовые вставки, но разница между двумя способами очень велика. Если негритянские завывания концептуальны, то попсовые постанывания идут от банального неумения петь и слабого представления о том, что такое музыка. Однако это еще не самое страшное зло.

Третий способ — кромешный ад. Возьмите того же Джастина Бибера («В лесу, оу-е, родилась елочка») или шведскую певицу Каролу Хагквист, которая, в принципе, могла бы записать ничем не примечательный, но вполне приемлемый кавер, и приставьте к ним рэпера. Этого достаточно. Рэп испортит всё.

Но не будем о грустном — пора слушать музыку.

Бинг Кросби и Дэвид Боуи

Jars of Clay

Celtic Woman

Sean Quigley

Joe McElderry

The Almost

PS Еще несколько не менее интересных каверов, а также тексты, в том числе диалог Кросби и Боуи, лежат в комментариях.