я взялась за книжку, о которой не знала ровным счетом ничего, кроме того, что я ее зачем-то купила. Было очень поздно (пятый час), мне вставать около девяти, и я решила: «Два абзаца — не больше». Что может быть проще стандартного правила двух абзацев? Вот и я так думала, однако, по моим наблюдениям, мало кто умеет им пользоваться. Сейчас я побуду кэпом и расскажу, как оно работает на самом деле. Итак, всего может быть три варианта.

1. Первые два абзаца написаны плохо. Объективно плохо, со множеством логических, стилистических, грамматических недочетов. Это самый простой случай. Обычно авторы стараются вылизать первые два абзаца, если способны на это (на третий хватает далеко не всех). Недовылизанные абзацы свидетельствуют о том, что автор либо не старался, либо напрочь лишен способностей. Вывод: читать не надо. Если вы все-таки почему-то сомневаетесь, можете прочесть по два абзаца на 33, 81 и 217-й страницах. Если и там все плохо, то читать не надо однозначно. И заглядывать на 46-ю страницу тоже не надо: лучше не станет.

2. Первые два абзаца написаны классно. Этот случай посложнее, но ненамного. В принципе, вы можете действовать так же, как указано в п. 1. Если остальные шесть-восемь абзацев окажутся примерно такими же классными или чуть хуже (но не объективно плохими), читайте обязательно. Вы уже знаете, что, работая над первыми абзацами, автор выкладывается по полной. Так что третий абзац и следующие одиннадцать могут вас несколько разочаровать. Но не пугайтесь: рано или поздно уровень творческой энергии в организме автора (или в душе, смотря чем он пишет) повысится и он непременно выдаст еще два классных абзаца. Если же абзацы на страницах 33, 81, 217 и 46 будут объективно никудышными или никакими, единственный выход — читать отзывы. Если они противоречивые — читать много отзывов. И отталкиваться от них.

3. Первые два абзаца написаны вроде бы нормально, вот только не зацепили. Или не понравились. Или вообще вызвали отторжение. Это сложный случай. Очень сложный. Горькая правда в том, что многие отличные книги — как общепризнанные бестселлеры, так и недооцененные читательскими массами шедевры, — могут вас разочаровать. От первой до последней буквы. И это практически нельзя предсказать. Хорошая новость в том, что от многих книг, которые вам, по идее, не должны понравиться, вы придете в восторг. Вам могут не понравиться первые два, двадцать два, двести двадцать два абзаца. Но перевернув последнюю страницу, вы внезапно поймете: это было мощно — весь этот «унылый» текст, сквозь который вы, сцепив зубы, продирались столько дней подряд. Однако и такой исход нельзя предугадать. Никак. А что тогда делать? Читать очень много отзывов на разных ресурсах, при этом ориентироваться на мнение людей, чьи вкусы частично совпадают с вашим. Нарабатывать читательский опыт. И не забывать об интуиции.

Что касается меня, то последние лет пять я почти не пользуюсь правилом двух абзацев, а покупаю книги, не заглядывая в текст, — мне хватает отзывов, опыта, интуиции. Но оно работает, в чем я убедилась в очередной раз. Вот какими были первые два абзаца в книге, которую я начала сразу после «Врат Птолемея».

Пролог

Разгадав загадку, приведенную ниже, вы раскроете страшную тайну вселенной — если, конечно, не спятите. Если же страшная тайна вселенной вам уже известна, можете спокойно перевернуть страницу.

Допустим, у вас есть топор — обычный дешевый топор, купленный в магазине хозтоваров. И вот в один трагический зимний день вы взяли вышеупомянутый топор и отрубили им голову одному парню. Не волнуйтесь, он был уже мертв. Хотя, возможно, поволноваться бы стоило — именно вы его и застрелили.


Книга называется «В финале Джон умрет», написал ее Дэвид Вонг (потому что Вонг —самая распространенная фамилия в мире; а самое распространенное имя — Джон; да вы и сами могли бы догадаться), и ох, как она вставляет! Там, кстати, уровень творческой энергии не спадает вплоть до пятнадцатого абзаца, что о многом говорит. Не верите?
Вот вам немного продолжения.

читать дальше