Мнение — это вроде задницы, есть у всякого. © Саймон Грин
Читаю статью "Этот волшебный мир сказки". Иногда встречаются неплохие цитаты, крайне редко - красивые формулировки. Есть еще что-то вроде приблизительной хронологии: откуда есть пошла и кто пришел после. Все остальное - манная каша для шестиклассников-хорошистов. Справедливости ради, они и есть целевая аудитория статьи.



Основной вопрос. Чем отличается литературная сказка от фэнтези?

читать дальше



Update. Более-менее разобрались с терминологией, советское литературоведение - сила и ставит все на свои места. Теория 1 подтвердилась. Правда, в свете последних веяний фэнтези - это жанр, а сказка - вид, но все равно это понятия разного уровня. Тогда логично. Но, граждане (те, кого я просила еще порассуждать), порассуждайте еще чутка.

@темы: Вопросы на засыпку, Мысли

Комментарии
20.02.2007 в 16:09

Тебе же нужна теоретическая база официальная?



Сказка как жанр отличается от фэнтези временем возникновения и способом передачи (давно, 20 век/письменно-устно). Современные сказки от фэнтези отличаются тем, что в сказках мир "наш", а сюрные элементы воспринимаются читателем как "внешние" надстройки над "нашим" миром. В фэнтези же мир чудес и драконов вполне себе единообразен (и этому либо дается объяснение - действие происходит "когда деревья были большими" или "попал в другой мир", либо объяснения не дается, но все перечисленное в первом пункте как бы подразумевается). Либо "наш мир" переосмысляется и становится "иным". В сказках такого не делается и "внешние" элементы нарочито гротескны и ничем кроме "сказочности" не объясняются.
20.02.2007 в 16:36

Мнение — это вроде задницы, есть у всякого. © Саймон Грин
Порко Россо

Мне нужна нормальная теоретическая база с исчерпывающими объяснениями, с аргументами и примерами.

Можно поподробнее, особенно в сказках мир "наш", а сюрные элементы воспринимаются читателем как "внешние" надстройки над "нашим" миром (чем "наш" мир отличается от не нашего?); "наш мир" переосмысляется и становится "иным"; "внешние" элементы нарочито гротескны и ничем кроме "сказочности" не объясняются (чем отличается сказочное объяснение от фэнтезийного?).

Желательно разжевать и примеры. У меня мыслительный процесс оч. медленно происходит.

Если вам несложно.

20.02.2007 в 16:41

Аурум-сама, у вас не только мыслительные процессы оч. медленно происходят, вы и ПЧ своих не признаете :-(
20.02.2007 в 16:50

Мнение — это вроде задницы, есть у всякого. © Саймон Грин
Порко Россо

Абсолютно. Да не знаю я своих ПЧ, только пару штук. А некоторые вообще странные личности, как выяснилось только что.

Но я серьезно. Мне сейчас оч. важно разобраться. Для себя. Потому что я буксую.
20.02.2007 в 16:52

Я боюсь нужно разбирать на знакомых нам обоим произведениях. Почему Гарри Поттер нечто среднее - с одной стороны - сказка, так как имеют место гротескные вставки в "нашу" реальность, а с другой - фэнтези, потому как имеется переосмысление "нашего" мира (с превращением вследствие этого "нашего" мира в нечто иное) - с этим есть консенсус?
20.02.2007 в 16:53

я ваще се полную библиографию помястил в эпиграфе, между прочим :-( *и вовсе я не странная личность!*
20.02.2007 в 16:58

Мнение — это вроде задницы, есть у всякого. © Саймон Грин
Порко Россо

Не надо на только на знакомых. На любых.

Для меня Гарри Поттер - однозначная сказка. Теперь на русском языке про переосмысление и вставки, плиз.

И для меня основной вопрос: отличительные черты.

Можно ли вообще провести четкую границу между ними (если не теория 1).



А почему миядзаковский ник? В честь года Свиньи?

20.02.2007 в 17:04

Давайте сначала определимся с тем, что есть теория, а что есть мое мнение (и нужнО ли вам последнее, если оно не есть первое :-D ). Четкая граница существует только в теории, на практике она всегда размыта. Обычно в таких делах калибруют.



В "ГП" очень драматично введены неоспоримые элементы сказки, тем не менее по уровню прописанности это однозначное фэнтези. Между двух определений. "Замок Хаула" для меня тоже сказка для взрослых, хотя формально его тоже можно к фэнтези отнести.



Почему сразу миядзаковский :-( Копирайт на итальянский язык он пока не получил :-(
20.02.2007 в 17:13

Мнение — это вроде задницы, есть у всякого. © Саймон Грин
Порко Россо

Мнение нужно в любом случае.



В "ГП" очень драматично введены неоспоримые элементы сказки, тем не менее по уровню прописанности это однозначное фэнтези.

Что ты имеешь в виду под уровнем прописанности?

И сказочные элементы из ГП было бы неплохо назвать. Почему драматично?



Копирайт на итальянский язык он пока не получил

Не получил, но у любого анимешника ассоциация пройдет однозначная.
20.02.2007 в 19:19

Я просто забираю своих динозавров и выхожу из комнаты
Aurum-san

Не знаю, как там научно, но чисто по ощущениям: сказка - это некое зашифрованное послание, набор символов))))

А фэнтази - это попытка решить проблемы современной жизни, переносом на другую почву) Реализм с другими декорациями)
20.02.2007 в 21:27

Мнение — это вроде задницы, есть у всякого. © Саймон Грин
~Solinary~ сказка - это некое зашифрованное послание, набор символов))))

Оъясни плиз с примерами. Почему зашифрованное, что такое символы?



фэнтази - это попытка решить проблемы современной жизни, переносом на другую почву)

Хм... Реализм? Фэнтези с реализмом рядом не лежало.
20.02.2007 в 21:37

Я просто забираю своих динозавров и выхожу из комнаты
Aurum-san Ну, вот, например, если герой отправляется за реку - он попадает в другой мир) Яга - это богиня смерти и так далее...

Вон сколько пытались расшифровать курочку Рябу)))))

А фэнтази не послание. Это конфликт из нашей жизни в декорациях эльфов, магии, драконов. Он мог происходить и здесь)

Сколько таких вот вариаций Ромео и Джульетты можно откопать в фэнтази))))
20.02.2007 в 21:50

Мнение — это вроде задницы, есть у всякого. © Саймон Грин
~Solinary~

Я не о фольклоре говорю.

Литературные сказки, где нет Яги. Питер Пен, Нарния, Гарри Поттер, Муми-тролли...

20.02.2007 в 22:36

Я просто забираю своих динозавров и выхожу из комнаты
Aurum-san а))))))))) Понятно)))) Я просто сначала не поняла)))

Тогда я тоже в затруднении... Хотя я не отнесла бы Поттера к сказкам.

20.02.2007 в 22:40

Мнение — это вроде задницы, есть у всякого. © Саймон Грин
~Solinary~

А куда ты отнесла бы Поттера?
20.02.2007 в 22:44

Я просто забираю своих динозавров и выхожу из комнаты
Aurum-san Э-э-э.... К коммерческим проектам))))
20.02.2007 в 22:47

Мнение — это вроде задницы, есть у всякого. © Саймон Грин
~Solinary~

Нет такого жанра в литературе.
20.02.2007 в 23:20

Я просто забираю своих динозавров и выхожу из комнаты
Aurum-san Жаль))) Тогда к детской фэнтази)))))) :)
20.02.2007 в 23:59

Мнение — это вроде задницы, есть у всякого. © Саймон Грин
~Solinary~

Почему не к сказке?
21.02.2007 в 01:29

Я просто забираю своих динозавров и выхожу из комнаты
Aurum-san Тяжеловато для сказки((( Недетское совсем чтиво(((((( В четвертой книге куча трупов((((
21.02.2007 в 10:41

Мнение — это вроде задницы, есть у всякого. © Саймон Грин
~Solinary~

Ну, сказки бывают для разных возрастов. В далеком детстве я читала сказки для взрослых. Не специально, просто ничего другого под рукой не оказалось. Они все заканчивались печально. Но ведь это сказки! В них все должно быть хорошо! Сейчас-то я понимаю, что принадлежность произведения к тому или иному жанру не определяется количеством трупов (за одним исключением).



Формулирую вопрос по-другому.

Чем сказочный фантастический элемент отличается от фэнтезийного.



Хоббит ИМХО сказка.
21.02.2007 в 17:30

Я просто забираю своих динозавров и выхожу из комнаты
Aurum-san Сейчас-то я понимаю, что принадлежность произведения к тому или иному жанру не определяется количеством трупов (за одним исключением). Это я недавно попыталась перечитать сборник зарубежных сказок))) Сломалась на моменте, когда в вариации Золушки сестра отрубила себе пятку, чтобы ей подошла туфелька. А ведь в детстве и внимания на это не обращала))

Чем сказочный фантастический элемент отличается от фэнтезийного.

Хоббит ИМХО сказка.


Насчет, Хоббита согласна)))

Может условностью? Все-таки в сказке не рассматриваются сложные внутриличностные, межличностные, мировоззренческие конфликты. Конфликт всегда один. И герои достаточно четко разграничены на хороших и плохих.
21.02.2007 в 20:24

Мнение — это вроде задницы, есть у всякого. © Саймон Грин
~Solinary~ А ведь в детстве и внимания на это не обращала

Вот-вот, говорят, что кровавые подроности могут шокировать детей. Ничего подобного. Дети просто не обратят внимания, а вот взрослые...



Насчет, Хоббита согласна)))

Почему? Кавайчик. Думай, пиши. Мне это очень надо. Почему? Типичое же по идее фэнтези (мир тот же, что и в ВК. ВК, имхо, фэнтези, хоть и выходит за его рамки).



Все-таки в сказке не рассматриваются сложные внутриличностные, межличностные, мировоззренческие конфликты.

Метерлинк "Синяя пртица" - сказка? Сказки Гофмана? "Проданный смех"?



И герои достаточно четко разграничены на хороших и плохих.

А в фэнтези нет? Я понимаю, что ты хочешь сказать, но бывает по-разному.



"Понедельник начинается в суботу" - какой жанр?

23.02.2007 в 16:59

Я просто забираю своих динозавров и выхожу из комнаты
Aurum-san Вот-вот, говорят, что кровавые подроности могут шокировать детей. Ничего подобного. Дети просто не обратят внимания, а вот взрослые...

Ага) Даже странно)))

Почему? Кавайчик. Думай, пиши. Мне это очень надо. Почему? Типичое же по идее фэнтези (мир тот же, что и в ВК. ВК, имхо, фэнтези, хоть и выходит за его рамки). Может из-за этой же условности. Мы ведь не говорим о развитии личности, мы говорим о персонаже со стандартным набором характеристик. Единственный интересный с точки зрения момент - это эпизод с Аркенстоном)))

Метерлинк "Синяя пртица" - сказка? Сказки Гофмана? "Проданный смех"? Синюю птицу не читала(( У Гофмана рассматриваются внутриличностные конфликты, но опять же достаточно условно))))

"Понедельник начинается в суботу" - какой жанр? Я бы сказала - пародия :alles: :alles:

Называется, студент как собака: все понимает, только сказать не может) Вот и я так)